Резолюция V Международного педагогического форума

«Языковая норма. Виды и проблемы»

Министерство просвещения Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Фонд «Русский мир», Российская академия образования, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы и Российское общество преподавателей русского языка и литературы подготовили и провели 3‑4 декабря 2018 года V Международный педагогический форум«Языковая норма. Виды и проблемы». В работе форума в очном и дистанционном формате приняли участие более 500 участников из 20 стран мира и 69 регионов РФ.

Ведущие российские и зарубежные специалисты собрались на форуме для совместного обсуждения педагогических проблем, поиска и анализа лучших инновационных форм преподавания русского языка и литературы в России и за рубежом, знакомства с основными событиями в области преподавания русского языка и литературы в мире, а также для установления профессиональных связей между преподавателями русского языка и литературы. Все эти вопросы обсуждались на пленарных и секционных заседаниях, а также на дискуссионных площадках форума. Результаты работы форума нашли свое отражение в целевых установках и предложениях, выработанных участниками форума и нашедших свое отражение в резолюции V Международного педагогического форума «Языковая норма. Виды и проблемы».

На пленарном заседании был задан вектор развития — обсуждение в рамках форума различных аспектов проявления и становления языковых норм, их связь с актуальными вопросами преподавания русского языка как государственного и как родного. Обсуждение проблем, связанных с языковыми нормами для разных категорий носителей русского языка — билингвов и монолингвов; носителей других языков, изучающих русский язык как иностранный; мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья было продолжено на секции «Языковые нормы. Виды и проблемы». В задачи входило обсуждение проблем современного понимания языковой нормы, внедрения нового подхода к языковым нормам государственного и родного языков. Участники секции отметили, что в лингвистике неоднозначно трактуется само понятие нормы (лингвистическое, социально-историческое, лингвокультурологическое и др.). Однако необходимо осознавать, что нормы русского языка как государственного — это, прежде всего, языковые нормы, а общая специфика владения языковыми нормами является одним из важных показателей уровня образованности. Тем не менее, в поликультурном и полиэтническом обществе могут действовать разные нормы в зависимости от того, какие критерии нормативности используются. И прежде всего надо различать широкое и узкое понимание языковой нормы. Узкое понимание нормы — это прерогатива государственного языка. Широкое понимание — для родного языка. Также, по мнению участников секции, необходимо обращать внимание на коммуникативные и коммуникативно-прагматические нормы, обусловленные ситуацией общения, массовой воспроизводимостью. Острая дискуссия на секции «Языковая норма. Виды и проблемы» была обусловлена неоднозначным пониманием участниками особенностей русского языка как государственного. Более развернуто этот вопрос обсуждался на круглом столе «Русский язык как государственный и языковые нормы». Участники круглого стола пришли к выводу, что обучение русскому языку как государственному в национальных регионах Российской Федерации должно отличаться от обучения русскому языку как государственному для носителей русского языка как родного; при этом необходимо разграничивать понятия «государственный язык», «литературный язык» и «официальный язык». Тема русского языка как государственного органично влилась и в работу круглого стола «Культура речи школьников в многонациональном государстве», где обсуждали проблемы русского языка как государственного и семейных языков учащихся в аспекте двуязычия; творческие ресурсы для развития русской и родной речи учащихся в поликультурной среде; вопросы обучения русскому языку в многоязычной Республике Саха (Якутия); перспективы развития учебно-методических материалов по русскому языку с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации.

Для участников круглого стола по русскому языку как иностранному вопросы нормирования русской речи учащихся рассматривались через призму принятых требований и стандартов,применение которых, с точки зрения участников дискуссии, должно опираться на различные виды дискурса и синергетические потенции языковой системы. Участники отметили, что ориентация на определенные требования и стандарты, безусловно,необходима, однако важно обратить внимание на необходимость более органичного подхода к их внедрению. И ни в коем случае нельзя забывать, что самая важная роль в обучении принадлежит преподавателю. Именно преподаватель обеспечивает внедрение стандартов и требований в процесс обучения.

Наши коллеги из разных стран мира на секции «Русский язык в зарубежной школе» обсуждали ситуацию с русским языком в разных странах ближней и дальней диаспоры. Участники секции отметили, что в мире растет интерес к русскому языку, но одновременно возрастает и потребность в дифференцированных подходах к его преподаванию. Участники считают важным обратить внимание на переосмысление базовой подготовки учителей русского языка в условиях работы в мультилингвальной среде, разработку новых методов обучения,в частности методов, нацеленных на мотивацию обучающихся, а не на принуждение.Для расширения возможностей преподавания и изучения русского языка за рубежом необходимо расширить партнерство и обмен опытом между организациями диаспоры и Российской Федерацией.

Обсуждались и конкретные проблемы, связанные с преподаванием русского языка в разных регионах мира:сокращение количества часов, нехватка современных пособий и других средств обучения.

В центре внимания отечественных педагогов находились вопросы, связанные с разработкой новых стандартов по русскому языку и литературе для современной школы. В задачи тематической секции входило обсуждение проблем, связанных с методическими подходами к проектированию курсов русского языка и литературы в школах в контексте новых стандартов, методик и технологий преподавания русского языка и литературы в современной школе. Участники секции отметили важность сохранения культурно-образовательного единства Российской Федерации, а также ключевую роль учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в формировании общероссийского гражданского и национального самосознания. Особое внимание было уделено вопросам развития методик преподавания русского языка и литературы в условиях многоязычия, актуализации диалога культур в преподавании русского языка и литературы, проблемам преподавания русского языка как родного языка учащихся. Вопросы билингвального обучения и образования были раскрыты на круглом столе «Языковые нормы и билингвизм». Участники круглого стола были едины во мнении, что учить русскому языку представителей других культур необходимо погружая детей в историю и культуру России, а знакомство с русскими языковыми нормами должно проходить на основе сравнения норм родного и русского языков. Участники активно обсуждали общие вопросы формирования различных типов билингвизма, и конкретные насущные задачи — например, вопрос о необходимости лингводидактической диагностики для школ русского языкового зарубежья.

На секции «Проблемы реализации программ вузовского филологического образования» прошло обсуждение широкого круга вопросов, возникающих в процессе реализации программ филологического образования в вузах. Участники отметили, что стандарты филологического образования вызывают серьезную критику. Прежде всего они считают важным обратить внимание на сами формулировки и содержание компетенций.

Крайне важным для работы форума стало направление, связанное с современным правописанием, в рамках которого не только была организована секция«Динамика развития правописания», но и прошло два интереснейших мастер-класса, представленных организаторами поистине всенародного и любимого всеми проекта «Тотальный диктант»:«Проверка Тотального диктанта: вариативность, эталон, компромисс» и демоверсия «Тотального диктанта» для участников форума. На секции рассматривалась динамика развития правописания на основе орфографических словарей (школьных,учебных) XX — начала XX вв., а также в современной интернет-практике и в новейших произведениях художественной литературы. Как и другие мероприятия форума, это направление вращалось вокруг центрального вопроса, вокруг нашей сегодняшней точки притяжения — проблемы языковой нормы.